Карницкая С.А

 Карницкая Светлана Анатольевна

Добро пожаловать на страницу воспитателя


2022 г.


Стимуляция речевой активности  у детей раннего возраста.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.

На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями — очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию.

Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками.

Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности с ребенком: кормление, одевание, гигиенические процедуры и т. п. Необходимым условием развития речи детей является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним внимание, ласку, играют с ними. Ребенку необходима уверенность в том, что взрослый его слушает и понимает, поэтому так важно, чтобы педагог откликался на все обращения малыша, поощрял и поддерживал их. Важно создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха угнетают речевую инициативу детей.

В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Обсуждая с малышами события дня, следует побуждать их к высказываниям, задавать вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие присказки, стихи, песенки. Существенное значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.

К специальным играм и занятиям, направленным на развитие речи, относятся:

• Разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.);

• Чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй; пересказывание их детьми;

• Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

• Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;

• Разгадывание загадок;

• Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. По мере овладения речью ребенок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувства родного языка, овладения его фонетическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение книг, рассматривание красочных иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения — названия. Рассматривая изображения и называя их, дети называют и те предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту; развитию у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самостоятельно пересказывать их.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам). Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное ее использование.

 

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни.

В процессе игры.

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.

Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!» Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: «Покажи мне».) А где у Ляли глазки?».

Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

 Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

Идет бычок, качается.

Вздыхает на ходу: «Ой, доска качается, Сейчас я упаду».

А. Барто.

На прогулке.

Во время прогулки, обращая внимание детей на природные явления, животных, воспитатель может сопровождать свою речь короткими стихами. Например:

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлебца каравай,

Сколько хочешь, получай!

 

Дождик, дождик,

 Полно лить,

 Малых детушек Мочить!

 

Ветры по небу гуляют,

Ветры щеки надувают,

Дуют, дуют, листья рвут,

Злятся, злятся, травки мнут.

 

Комарики-макарики,

Довольно вам летать,

Довольно вам жужжать!

 

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко.

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись.

 

Радуга-дуга, Не давай дождя!

Давай солнышка, Колоколнышка!

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос,

 Уходи, мороз, домой,

Стужу уводи с собой.

Перед сном.

Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Педагог может поинтересоваться у родителей, какие песенки они поют своим детям перед сном, какие стихи рассказывают. Некоторые малыши любят, чтобы взрослый пошептал любимый стишок на ушко.

 

Спать пора, уснул бычок.

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

А. Барто.

Спят ли волки? Спят, спят.

Спят ли пчелки? Спят, спят.

Спят синички? Спят, спят.

А лисички? Спят, спят.

А тюлени? Спят, спят.

А олени? Спят, спят.

А все дети? Спят, спят.

Все на свете спят, спят.

А. Введенский.

Спят луга, спят леса,

Пала божия роса,

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

А. Блок.

Баю-баю-баю-бай,

Поскорее засыпай.

Наш мурлыка старый кот

Тихо песенки поет;

Баю-баю-баю-бай!

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

 

Помогая ребенку проснуться, можно прочитать следующее стихотворение:

Вот проснулись,

 Потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки, Потягушечки,

Где игрушечки, Погремушечки?

Г. Лагздынь.

Во время одевания хорошо прочитать детям подходящее стихотворение. Например:

Маша варежку надела

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал!

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик! Как живешь?

Н. Саконская.

 

Вот они — сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Вот как хорошо.

Е. Благинина.

Если малыш разбросал свои вещи, педагог может помочь ему сложить их аккуратно и прочитать такие стихи:

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может, плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять

 — И засунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Л. Барбас.

 

Мишка, Мишка, где штанишки?

Потерял, потерял.

У девчонок на орешки

Променял, променял.

Во время умывания, купания.

Умывая, купая ребенка, совершая другие гигиенические процедуры, можно сопровождать действия ласковым разговором, стихами, песенками. Например:

Кран, Откройся!

Нос, Умойся!

Мойтесь Сразу Оба Глаза!

Мойтесь Уши,

Мойся Шейка! Шейка,

Мойся Хорошенько!

Мойся, Мойся, Обливайся!

Грязь, Смывайся! Грязь, Смывайся!!!

Э. Мошковская.

 

 

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико, (Умой Сашино личико)

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Во время кормления.

Накрывая на стол, приглашая малышей к завтраку (обеду, полднику), помогая им есть, воспитатель должен обязательно сопровождать свои действия речью: называть предметы сервировки, блюда, спрашивать у детей, что они кушают, нравится ли им супчик (котлетка, кашка). В это время также уместно прочитать подходящие стихи, например:

Глубоко — не мелко,

Кораблики в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, Картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

И. Токмакова.

В процессе общения ребенка с окружающими.

В повседневной жизни необходимо побуждать детей обращаться ко взрослым и сверстникам с речью. Например, малыш приносит воспитателю юлу и жестами просит завести ее. Воспитатель, не довольствуясь выразительными движениями ребенка, побуждает его выразить просьбу словами: «Ты, наверное, хочешь, чтобы я помогла тебе завести юлу? Скажи: ю-ла, заведи юлу». Если ребенок молчит, не нужно добиваться от него повторения слов. Нужно завести юлу, а когда она остановится, предложить: «Давай еще раз заведем юлу. Скажи: ю-ла». Если малыш повторит слово, следует похвалить его.

Любое обращение ребенка ко взрослому нужно использовать для разговора с ним. Не следует ограничиваться удовлетворением просьбы или желания малыша, нужно поговорить с ним, задать вопросы.

Воспитатель должен беседовать с детьми, «советоваться» с ними, спрашивать их мнение. Например: «Посмотрите в окошко, какой дождик пошел! Наверное, мы не сможем пойти сегодня гулять, как вы, ребята, думаете? А что мы будем делать?» или: «Скоро будем обедать. Что мы должны сделать перед едой? Правильно, помыть ручки».

С целью развития у детей умения понимать речь взрослого и действовать по речевой инструкции следует время от времени побуждать каждого ребенка выполнять различные просьбы и поручения, выраженные в простой форме, например: «Петя, дай, пожалуйста, книжку», «Катя, принеси тарелку», «Лена, подойди ко мне» и т. п.

С раннего возраста следует воспитывать у детей культуру речевого общения. Даже самым маленьким детям следует говорить «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания» и др., побуждать их пользоваться вежливыми словами.

Дети этого возраста легко переходят от спокойного тона к возбужденному, нетерпеливому крику. В таких случаях взрослый должен корректно сделать ребенку замечание: «Ты очень громко кричишь, я не пойму, что тебе нужно. Скажи спокойно, что ты хочешь?».

Существенное значение для развития речи имеет общение детей друг с другом, поэтому следует давать ребенку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступить в разговор со сверстником. Воспитатель может попросить ребенка позвать кого-нибудь из ребят («Машенька, позови, пожалуйста, Свету»); выяснить что-нибудь у другого ребенка («Ваня, спроси у Сережи, помыл ли он руки?»); передать игрушку. («Алеша, передай Лене собачку и скажи ей: „Лена, на собачку“».) Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.

Игры на развитие понимания речи.

«Потопали, похлопали». Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем в зайчиков. Как прыгает зайчик?» Педагог прыгает, прижав к груди согнутые в локтях руки. Малыши подражают взрослому и вслед за ним повторяют: «Прыг-скок».Затем воспитатель говорит: «А теперь вы медвежата. Потопайте ножками, как медвежата». («А теперь вы птички, помашите крылышками», «А теперь похлопайте», «А теперь потопайте», «А теперь попрыгайте» и т. п.).

«Хлоп-хлоп ручками». Воспитатель просит детей показать, где у них ножки и ручки. Затем предлагает повторить следующие движения. Он хлопает в ладоши и приговаривает: «Хлоп-хлоп ручками». Топает ногами и произносит: «Топ-топ ножками». Прыгает на двух ногах со словами: «А теперь попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем». Дети повторяют за взрослым движения и слова.Затем воспитатель побуждает детей выполнять действия только по речевой инструкции.

«Руки вверх и на бочок». Воспитатель приглашает детей поиграть: «Ребята, смотрите на меня и старайтесь все делать так же, как я». Он поднимает руки вверх, затем ставит их на пояс, говоря: «Руки вверх и на бочок». Дети воспроизводят движения взрослого.Таким же образом проигрываются и другие инструкции: «Руки в стороны и на бочок», «Руки вниз и на бочок».В процессе игры воспитатель обращает внимание на соответствие движений ребенка речевой инструкции, например: «Сашенька, где у тебя ручки? Разве ты их поставила на бочок? Поставь ручки вот так», — и помогает малышу поставить ручки на пояс.

«Дружно ручки поднимаем». Воспитатель читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют их. Когда малыши освоят движения, педагог побуждает детей выполнять действия только по речевой инструкции (взрослый только читает стихи). При повторении игры воспитатель побуждает детей самостоятельно проговаривать текст, сопровождая его соответствующими движениями.

Дружно ручки поднимаем,

Ручки вниз мы опускаем,

Кулачки мы крепко сжали,

Кулачками постучали,

Ножками потопали — топ-топ,

Ручками похлопали — хлоп-хлоп.

 

Для подобных игр можно использовать также стихотворение:

Где же, где же наши ручки? (Руки за спиной.)

Нет наших ручек.

Вот, вот наши ручки. (Показывают руки.)

Пляшут наши ручки. (Хлопают в ладоши.)

Полетели птички,

Крылышками машут.

Прилетели, сели, посидели.

И опять улетели.




Комментариев нет:

Отправить комментарий