Чевелева О.В.

 Чевелева Ольга Викторовна 

высшая квалификационная категория

Добро пожаловать на страницу воспитателя



октябрь 2022 г.
Дидактическая игра "Овощи и фрукты. Что где растет" открыть


сентябрь 2022 г. 

Проблемы развития речи у современного дошкольника:

1.     Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.     Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

 3.     Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

 4.     Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

 5.     Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

 6.     Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

 7.     Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8.     Плохая дикция.

  Что оказывает влияние на развитие ребёнка?

Влияние на развитие ребёнка оказывает множество факторов, в том числе – социальное окружение. А именно:

кто или что влияет

каким образом влияет

ближайшее окружение взрослых: домашние, друзья семьи, педагоги

Их влияние на развитие ребёнка сложно недооценить. С одной стороны, в дошкольном возрасте ребёнок перенимает их поведение, обогащает словарный запас, расширяет кругозор. С другой стороны, взрослые проводят с ребёнком целенаправленные обучающие занятия, играют в разнообразные развивающие игры.

ближайшее окружение детей: ребята во дворе, в детском саду, в секциях и кружках

Сверстники оказывают друг на друга сильное влияние. Развитие ребёнка связано в том числе и с его взаимодействием с равными: это один из важных элементов первичной социализации ребёнка.

медиаокружение: телевидение, Интернет, реклама

Полагать, что они не оказывают влияние на развитие ребёнка, в XXI веке было бы наивным. Медиа – большое «окно в мир» для маленького ребёнка, и важно научить ребёнка правильно смотреть в это «окно». Для этого важно развивать критическое мышление и аналитические способности.

Развитие речи ребёнка

Развитие речи ребёнка начинается с раннего детства. Влияние на развитие ребёнка может оказывать, пожалуй, практически всё, с чем сталкивается маленький человечек!

Способствовать речевому развитию ребёнка родители и педагоги могут, в частности, так:

·         вовлекать ребёнка в общение;

  • описывать вещи, действия и явления во время общения с ребёнком;
  • называть предметы во время игр с ребёнком, комментировать игровой процесс;
  • расширять словарный запас ребёнка, понятно и полно отвечая на детский вопрос: «Что это?»;
  • говорить с ребёнком, полностью произнося речевые фразы и соблюдая правила грамматики и орфоэпии;
  • играть с ребёнком в словесные игры;
  • следить за тем, чтобы ребёнок употреблял и произносил слова правильно.
  • Эмоциональное развитие ребёнка. 

Развитие речи дошкольников должно вестись по многим направлениям.

 1.     Формирование правильного речевого дыхания – для кого-то этот этап может показаться непонятным или несерьёзным, но он очень важен. Ведь если у ребёнка слабая рассеянная воздушная струя, то все звуки его речи будут звучать смазано и тихо. Как формируют сильную правильную направленную воздушную струю? Используя всевозможное дутьё. Дуть можно на всё что угодно: мыльные пузыри, кораблики, свечки. Сначала просто дуйте, а если у ребёнка получается хорошо, то следует усложнить задание и дуть на высунутый язычок. «Ветерок» – воздушная струя должна  идти по «канавке» – прямо по середине языка, не рассеиваясь по сторонам. Добившись такого выдоха – вы автоматически улучшите качество звуков вашего ребёнка. 

 

2.     Развитие артикуляторного аппарата, постановка звуков. Этой стороной речи должен заниматься логопед. Но родители могут оказать существенную помощь, показывая пример чёткой медленной выразительной речи, знакомя ребёнка с устройством артикуляционного аппарата и выполняя зарядку для языка. Упражнения для языка должен подбирать логопед, ведь бывают прямо противоположные движения – какие из них выполнять – вы сами можете и не определить. Также, большая работа ложиться на родителей при автоматизации звуков в словах.

 

3.     Развитие фонематического звука. Это направление логопедической работы часто остаётся незаметной, проходит за кадром. А тем не менее, нарушения фонематического слуха определяет такое множество ошибок устной и письменной речи, что уделять ему внимание – архиважно. Нарушения фонематического слуха у детей проявляется в замене одних звуков другими, пропуске звуков и слогов, неправильном употреблении окончаний и предлогов, множественных ошибках письменной речи.                     

4.     Развитие мелкой моторики самым непосредственным образом связано с развитием речи. Если качество речи вашего ребёнка вас не устраивает – без пальчиковых упражнений вам не обойтись.         

 

5.     Усвоение грамматического строя речи. Правилами изменения слов, как и всеми другими сторонами речевой деятельности, ребёнок должен в норме овладеть в  практике речевого общения. Но дети с задержкой и нарушением речевого развития нуждаются в особо тщательной работе над аграмматизмами. Помочь ребёнку усвоить грамматические нормы языка можно путём «показа» достаточно большого количества правильно измененных слов по аналогии.

 

6.     Словарный запас. Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее и полнее он сможет выразить свои мысли в устной речи, а в дальнейшем лучше понимать прочитанный текст и овладевать письменной речью.

 

7.     Развитие связной речи подразумевает под собой свободное общение, выражение своих мыслей в форме полных предложений, умение описать предмет, пересказать знакомую сказку, мультфильм, поддержать диалог со сверстниками и взрослыми .

 Правила проведения домашних занятий

Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года .

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.

 Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

 Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов.

 Как прорабатывать темы

 ·        каждую тему нужно прорабатывать не менее недели

·        занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно

·        перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев)

·        способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показать предмет

·        подберите ребенку стихотворения по каждой теме.

 Игры представлены в разделе ПРИЛОЖЕНИЕ.

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

 Удачи вам.

 Приложение

 

Здесь вы найдёте игры , которые можно использовать для занятий с детьми в домашних условиях.  

Упражнения для речевого дыхания

  • Футбол.
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • Ветряная мельница.
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • Снегопад.
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • Листопад.
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • Бабочка.
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • Кораблик.
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • Одуванчик.
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Шторм в стакане.
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

 

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

  Развитие слухового внимания

 Отгадай, что звучит.

  • Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  • Солнце или дождик.
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  • Разговор шепотом.
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  • Посмотрим, кто говорит.
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • Слышим звон и знаем, где он.
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Развитие фонематического слуха

 

  • Подскажи словечко.
    Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
  • Маленький учитель.
    Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Раздел «Логоритмика»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами. Вот несколько примеров логоритмических упражнений.

 

Деревцо

Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)


Физкульт- привет

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)


Бабочка

Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)


Водичка

Водичка, водичка,
(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.
(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)

Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.
(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)


Кулачок

Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,
(распрямить кисть)

Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)


Тук-тук

- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)


Зайчики

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)


снег

Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

Упражнения для верхних дыхательных путей

 

Весёлое лесное путешествие

 

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

 

 

Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

 

Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)

 

Пчёлку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

 

Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком)

 

Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат
и деятельность головного мозга)

 

Пальчиковый театр

 

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;
  • знакомит с элементарными математическими понятиями;

 

самодельный пальчиковый театр

 

Пальчиковые игры

 

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

 

 

зайчик:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

 

 

 

 

 

человечек:
бегаем указательным и средним пальцами по столу

 

 

 

 

 

ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

 

 

 

 

кошка:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

 

 

 

 

коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

 

 

 

 

бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

 

 

 

 

очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

 

 

 

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.

 

Потешки для мелкой моторики


Сорока

Сорока, сорока, сорока- белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)


Ладушки

- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)


Варежка

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)


Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)


замок

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы)



Дидактическая игра "Осень в гости к нам пришла"открыть



Комментариев нет:

Отправить комментарий