Пирожкова Н.С.

 Пирожкова Надежда Сергеевна

первая квалификационная категория

Добро пожаловать на страницу старшего воспитателя


сентябрь, 2022 г.

Место дружбы в современном мире детей.

Дружбы была, есть, и всегда останется важным компонентом в жизни каждого человека. Дружба существует издревле, уже тогда люди начали беречь и с трепетом относиться к дружбе, слагать о дружбе и друзьях песни, пословицы, поговорки.

Но, несмотря на то, что о дружбе говорят много и давно, точного понятия слова «дружба» нет. Кто – то считает, что «дружба – это преданность человека человеку». Для кого- то, «дружба – это общность интересов, убеждений, стремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем. А кто- то скажет, что «дружба  - это искреннее, глубокое чувство, которое может возникнуть только в результате ежедневной двусторонней работы над отношениями.

Я считаю, что дружба – это преданность друг другу на основании общих интересов, убеждений, стремлений, которое возникает при ежедневной двухсторонней работы над отношениями.

Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И мы не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Здесь важно помочь малышу увидеть в ровеснике не столько интересный объект для изучения, сколько человека, с которым можно общаться, дружить. Чем раньше дети откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем ярче и интереснее станет их жизнь, тем легче они в дальнейшем будут вливаться в коллектив.

Я считаю, что малышей нужно учить дружить. Понятие дружбы очень обширное. Психологами замечено, что социальное, психическое, умственное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка взаимосвязано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей, да и огорчений тоже. Ясно, что без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.

Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А.Аржанова, В.П. Залогина, Т. А. Маркова, А. В. Булатова и др.). Замечено, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. Конечно, объект дружбы еще часто меняется. Нет длительных дружеских объединений. Только что не поделили игрушку и поссорились, а через минуту уже снова самые близкие друзья. Однако этот период «доосознаваемой» детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем дошкольном возрасте  вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. Бесспорным остаётся тот факт,  что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости (рисунок друга самый лучший).

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное – начать, обучив ребенка быть преданным и надежным другом.

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умственного, двигательного и социального развития крохи. С умением дружить дети не рождаются: малышу нужно подсказать, как совершить шаг навстречу. Именно педагоги и родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить.




Комментариев нет:

Отправить комментарий