Алексеева А.В.

 Алексеева Анастасия Викторовна

Добро пожаловать на страницу воспитателя


2022 г.

«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

  Ранний возраст – это очень значимый период в развитии ребёнка. Отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в дидактических играх, в игровых ситуациях, в действиях с предметами, в рисовании и лепке, наблюдении, в занятиях и играх со строительным материалом. Благодаря этому, у ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними.  И, хотя для маленького ребёнка важное значение имеет чувственное восприятие, но в тоже время повышается роль слова при знакомстве со свойствами предметов.

     Развитие чувства цвета, умения выделять, называть основные цвета, умения классифицировать их по различным признакам играет существенную роль в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Все дидактические игры  классифицируются по характеру используемого дидактического материала. Это игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Выбор классификации не случаен. Проанализировав имеющиеся дидактические игры, можно сделать вывод, что:

Игры с предметами соответствуют первому этапу обучения детей цвету и решают такие задачи:

1. учить детей сопоставлению цвета по принципу «такой – не такой»;

2. учить сравнивать цвета в практической деятельности;

3. учить подбирать пары предметов по цвету.

Настольно-печатные игры соответствуют второму этапу обучения цвету и  направлены на решение соответствующих задач:

1. закреплять умение различать цвета;

2. учить подбирать, чередовать и сравнивать цвета в соответствии с образцом;

3. закреплять знания названия цветов.

Словесные игры связаны с третьим этапом обучения и решают следующие задачи:

1. учить узнавать цвета с помощью зрения и по  слову-названию;

2. учить классифицировать изображения по цвету;

3. учить применять знания цветов и их названий в практической деятельности.

Дидактические игры и упражнения дают положительный результат лишь тогда, когда педагог четко представляет себе, какие задачи могут быть реализованы в процессе их применения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны, во время их проведения у ребенка вырабатываются необходимые качества, которые важны для успешного умственного развития; у него развивается способность сконцентрироваться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

В своей работе при ознакомлении детей раннего возраста с цветом, я использую следующие дидактические игры и упражнения:

«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета». Разнообразные игры с прищепками (Ягодка, цветочек, иголки для кактуса, листочки для дерева, тучка и т. д.). «Собери бусы», «Собери (красную, синюю, желтую, зеленную) гусеничку». «Найди и назови», «Спрячь мышку в домик», «Найди такой же», «Подбери чашечку к блюдцу», «Найди ежику колючки», «Спрячь снеговика», «Подбери пару к туфельке»и т. д.

К дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить инициативу ребенка, отметить доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Соответственно в учебно-воспитательном процессе особое внимание необходимо уделять использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия детей раннего возраста.

 "Найди пару"



 




"Собери бусы"



 






 "Мышкин домик"

 



«Игры и игрушки»

                   

В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью детей. Ребёнок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Игры дошкольников по своему содержанию и форме подразделяются на сюжетные, или ролевые, в которых дети изображают жизнь и труд взрослых; познавательные, в которых ребята знакомятся с различными предметами, явлениями действительности.

Играть дети учатся с помощью взрослых, наблюдая за их действиями дома, во дворе. Чтобы ребёнок научился играть в сюжетные игры, необходимо в первую очередь воспитать у него самостоятельность. Дети, неприученные к самостоятельной деятельности, не могут заняться игрой или играют плохо.

Родителям необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для девочек в первую очередь нужны куклы. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мальчики не могут обойтись без машин. Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для детской фантазии. Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.

Иногда у детей бывает очень много игрушек, к некоторым из них они не прикасаются месяцами. Сколько же игрушек нужно детям? Если игрушек много, ребята будут часто их менять, ни с одной не играя подолгу. Следует наблюдать, с какими игрушками ребёнок играет в данный момент, а какие лежат без употребления. Последние надо убрать и вернуть через какой-то срок. Ребёнок их встретит с восторгом и станет с ними вновь заниматься.

Важно выработать у ребёнка привычку беречь игрушки, аккуратно их складывать, убирая после игры.

Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками. Если что-то смастерил сам, можно подарить другим детям. Пусть ребёнок почувствует радость от того, что доставит удовольствие другому. 

«Как научить ребенка видеть опасность на дороге»

 Когда происходит дорожно-транспортное происшествие с ребенком, например, когда он переходил дорогу, мы часто слышим фразы о том, что родители не учат детей правильно переходить дорогу, не напоминают своим детям о том, что нужно соблюдать правила дорожного движения, не учат детей смотреть по сторонам и видеть приближающиеся автомобили. В этой ситуации можно выделить несколько проблем. Во-первых, у ребенка существует рефлекс, что нужно бежать везде и всегда. Ведь сколько бы мы не говорили ребенку, что бегать нельзя, он все равно будет бегать. Следующая проблема будет состоять в том, что родители просто напоминают своим детям, что нужно соблюдать правила ПДД, не показывая им это на своем примере. Важно тренировать ребенка в правильном переходе дороге, в соблюдении правил безопасного поведения на дороге и возле нее.

Все мы прекрасно понимаем, что когда-нибудь ребенок начнет пытаться самостоятельно перейти дорогу. Очень важно заранее подготовиться к этому, «натренировать» ребенка на правильный переход дороги. Начинать «тренировки» следует с трехлетнего возраста и до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно ходить в школу, то есть ко второму – третьему классу ребенок должен четко знать, как же правильно переходить дорогу, должен знать, откуда можно ожидать опасность на дороге. Ежедневно и планомерно родители должны вырабатывать у ребенка навыки, которые позволят видеть опасности и, особенно, транспортные средства.

Каждый день мы с ребенком выходим из подъезда. Каждый день мы переходим проезжую часть дворовой территории, при этом очень важно научить ребенка останавливаться, как только подходим к бордюрному камню. Мы должны научить ребенка оглядываться по сторонам, чтобы он мог увидеть, откуда к нему может приближаться транспортное средство. Совет родителей, что «сначала нужно смотреть направо, затем налево» - уже устарел, т.к. дороги могут быть с односторонним движением, машина может «вылететь» с любой стороны. Поэтому повторим: ВАЖНО научить детей вначале подойти к бордюру, остановиться, оглядеться по сторонам, увидеть, откуда может поехать автомобиль, убедиться, что опасности нет и, только тогда, начинать свое движение.

Следующая опасность дворовых территорий и территорий других улиц, когда ребенок выходит на проезжую часть из-за припаркованных у дороги автомобилей. Здесь также важно вначале приучить ребенка останавливаться у края автомобиля, а не выходить сразу на дорогу и, опять же, мы просим его оглядеться по сторонам. Так мы делаем ежедневно.

Иногда происходят случаи, когда мы вынуждены двигаться по проезжей части (например, во дворах), ребенок должен четко усвоить, что сзади может двигаться автомобиль. Для этого стоит приучить то и дело оглядываться назад, чтобы убедиться, что сзади нет автомобиля. Если мы видим в поле нашего зрения автомобиль, то необходимо отойти к обочине и подождать, когда автомобиль проедет.

Правило, что дорогу нужно переходить на зеленый сигнал светофора, а на красный нужно стоять, знают все дети без исключения. Важно научить детей не этому правилу, а тому, что как только загорится зеленый свет, не следует бежать сломя голову через дорогу, а следует убедиться, что нам ничего не угрожает, что все автомобили остановились. То есть ребенок должен увидеть зеленый сигнал светофора, убедиться, что машины стоят, и только потом начинать движение, при этом следует смотреть, чтобы стоящие автомобили не начали свое движение.

Итак, подведем итоги, чем уже нужно научить ребенка: ежедневно следует учить ребенка, чтобы перед проезжей частью он остановился, посмотрел по сторонам, если это пешеходный переход, то ребенок должен смотреть в ту сторону, откуда может приближаться автомобиль. И если вы, родители, будете делать это постоянно, то у ребенка сформируются правильные навыки безопасного перехода дороги.


«Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников»

Детей нужно заинтересовать. Поэтому для упражнений стоит использовать нетрадиционный материал. Это могут быть игры с песком и крупой, водой и макаронами. Вполне подойдут для занятий и пуговицы, и прищепки, и застежки, и шнуры, и бечевки, и карандаши с гранями.

Главное, чтобы пальцы ощущали форму предметов. Заинтересуют детей занятия с использованием природного материала – шишек, камешков, орехов и пр. Чтобы пальчики ребенка начали двигаться активнее, можно использовать тренажеры для самомассажа, а также аквагрунт. Хорошим вариантом будут и такие техники как «Орегано», «Нетрадиционное рисование», работа с конструктором. 


К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже неплохо говорит. Если же малыш предпочитает отмалчиваться, если его речь бессвязна, а некоторые слова он по-прежнему заменяет звуками, которыми пользовался в годовалом возрасте, то речевое нарушение очевидно. Для такого ребенка нужно разработать комплекс упражнений, помогающих развить и пальцы, и речь.

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.

Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.

Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.







Комментариев нет:

Отправить комментарий